ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1948 году Бернард Сильвер, аспирант Технологического института в Филадельфии, услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте.

Сильвер рассказал об этом друзьям – Норману Джозефу Вудланду  и Джордину Йохансону и они начали исследовать различные системы маркировки.Реализацию системы подсказала азбука Морзе: Вудланд сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Впоследствии он писал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы считывать штрихи, он использовал технологию оптической звукозаписи, использовавшуюся в киноиндустрии. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение, которая была удовлетворена 7 октября 1952 года.

Первой покупкой с использованием штрихкода была упаковка жевательной резинки компании Wrigley. Она была совершена в супермаркете Marsh города Трой (штат Огайо) 26 июня 1974 года в 8:01 утра и вместе с чеком хранится в музее американской истории Смитсоновского института.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: АВТОМАТИЗАЦИЯ СКЛАДА

Идентификацию можно условно разделить на несколько видов:

  • визуальную («бумажная» технология);
  • штрихкодовую (линейная и двумерная);
  • радиочастотную (RFID).

На складе может быть идентифицирован не только товар, но и место хранения (ячейка, стеллаж), оборудование, персонал, документация.

Сканирование штрихкода товара (мест хранения и прочих объектов складского хозяйства) на различных этапах бизнес-процессов склада снижает вероятность ошибки и во многих случаях может ускорить выполнение складских операций — в этом главное преимущество штрихкода перед «бумагой».

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Решение о внедрении технологии штрихкодирования принимается по тем же правилам, что и любое другое бизнес-решение. При этом необходимо учитывать не только текущую «технологическую моду» в IT-отрасли, но и соотношение между затратами на внедрение штрихкодирования и прибылью от него в ближней и дальней перспективах.

С целью достижения баланса интересов данная технология может быть внедрена не в целом по всему складу, а только для тех процессов склада или групп товара, для которых это наиболее актуально. Для того чтобы внедрить технологию штрихкодирования, предприятию необходимо собрать и проанализировать базу штрихкодов товаров, хранящихся на складе, организовать новые процессы, связанные со штрихкодированием, закупить оборудование и расходные материалы, подготовить персонал, выбрать и внедрить систему автоматизации.

Товар уже может быть промаркирован поставщиком или производителем. В этом случае есть возможность запросить информацию со стороны. Если такой возможности нет, придется потратиться на самостоятельное формирование базы данных штрихкодов: сканированием товара либо в процессе хранения, либо в процессе приемки. Упрощенного сбора существующих данных может оказаться недостаточно, потребуется их анализ и выверка. Обычно менеджеры предприятия могут оценить число маркированных товарных позиций. Но экспертная оценка не всегда соответствует реальности. Может оказаться, что на самом деле штрихкод есть у меньшего количества товаров. Например, на индивидуальной упаковке товаров штрихкод есть, а на групповой упаковке он отсутствует. Кроме того, не все штрихкоды считываются, между ними есть совпадения, да еще путаницу вносят «декоративные» штрихкоды на упаковке, не несущие информационной нагрузки, и т.п.

Если штрихкода нет или он не позволяет контролировать, например, сроки годности, тогда есть смысл организовать маркировку прямо на складе. Обычно она производится в момент его поступления, после выгрузки товара из транспортного средства и первичного ручного пересчета. Маркировка так же, как и любая другая складская процедура, требует выделения необходимых площадей, времени, персонала и оборудования для своего выполнения. При наклейке этикеток должен быть обеспечен доступ к каждой маркируемой единице. Это означает, что в зоне приемки должно быть достаточно места или на складе должна быть отдельная зона маркировки. До начала процедуры следует подготовить этикетки с учетом тех единиц товара, в которых он поступил (единицы, короба, палеты и пр.). Эта функция должна быть включена в обязанности операторов склада или возложена на отдельного сотрудника. Для выполнения же самой операции необходимо наличие либо маркировщиков, либо дополнительных кладовщиков, работающих на приемке.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: АВТОМАТИЗАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ

Применение штриховых кодов в документах позволяет значительно уменьшить влияние, так называемого «человеческого фактора» на процесс обработки документов. Полностью исключить «человеческий фактор», мошенничество, подделку документов штриховое кодирование не сможет.

Идентификация документов по штриховым кодам позволяет сократить время на обработку документов, исключить ошибки ручного ввода идентификатора документов, а так же автоматизировать обработку документов с помощью алгоритмов программного обеспечения. Результаты и выгоды от применения штрихкодов в документах могут быть значительные.

Для маркировки документов можно использовать линейные (одномерные 1D) или двумерные штрих-коды (2D). Штриховые коды можно распечатывать при печати документа, допечатывать в выделенное поле или наклеивать с помощью самоклеящихся этикеток.

Преимущество линейного шрихкода заключается в том, что его считывают все сканеры штриховых кодов. Более того, для считывания линейных штриховых кодов можно использовать самые дешевые светодиодные сканеры штрих кода, что значительно уменьшает стоимость автоматизации документооборота.

Преимущество двумерного кода в том, что он может содержать больше информации о документе, то есть основная информация о документе может быть закодирована непосредственно в штриховом коде. Штрих-код документа формата 2D генерируется таким образом, что он содержит всю информацию, необходимую для однозначной идентификации документа и не требует хранения в базе данных.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: АВТОМАТИЗАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ

В настоящее время для идентификации сотрудников на проходных используется несколько технологий — RFID, магнитная полоса и штрих-код. У каждой из этих технологий есть достоинства и недостатки. Достоинством штрих-кодовой технологии является цена: сканеры штриховых кодов значительно дешевле RFID-считывателей.

Технологию штрихкодирования можно использовать для автоматизации входа в учетную программу или выбора роли (интерфейса программы) с помощью пропуска сотрудника. Использование пропуска со штриховым кодом удобно в случае, если одним рабочим местом учета пользуются несколько сотрудников.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ШТРИХКОДИРОВАНИЯ

Для этикетирования товаров потребуются  принтеры этикеток, этикет-пистолеты, этикет-ленты.

Для внедрения технологии штрихкодирования потребуются считывающие устройства (сканеры, терминалы сбора данных), точки доступа (при работе с радиотерминалами), зарядные устройства, средства связи off-line терминалов с рабочими станциями.

Суммарная стоимость приобретаемого оборудования зависит от многих факторов: количества операций, на которых будут применяться сканеры или терминалы, количество одновременно работающих с ними сотрудников, площадь склада, расположение и материал конструкций (влияет на устойчивость радиосигнала), длительность смены (необходимость в подзарядке аккумуляторных батарей терминалов в процессе работы), условия хранения (температура, запыленность).

Также при расчете стоимости оборудования нужно учитывать адаптацию программных модулей, поставляемых в комплекте с терминалами. Так, в частности, в случае использования batch-терминалов бизнес-логика их стандартного программного обеспечения может не соответствовать специфическим процессам конкретного склада.

Кроме этого, на складе должна быть внедрена система автоматизации, которая обеспечит ведение списка штриховых кодов, как для товаров, так и для прочих идентифицируемых складских объектов (места хранения, персонал и пр.), контроль уникальности штрихкодов, возможность формирования внутреннего штрихкода. Система должна уметь взаимодействовать со считывающими устройствами на каждом этапе складского техпроцесса, формировать и обрабатывать пакеты данных, адекватно реагировать на возможные отклонения.