По состоянию на 2018 год, предприятия, которые участвуют в исполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ), обязаны соблюдать требования законодательства при его исполнении с целью контроля за целевым использованием средств.
Данное требование закреплено следующими законодательными актами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственном оборонном заказе».
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2018).
- Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» .
- Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
- Федеральный закон от 29.07.2017.№ 237-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».
- Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств Федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности».
На текущий день раздельный учет для целей гособронзаказа частично реализован в следующих программных продуктах фирмы 1С 8:
► 1С:Бухгалтерия 8. Версия КОРП. В программе к основному функционалу добавлен упрощенный справочник «Государственный контракт», позволяющий указать идентификатор государственного контракта и уполномоченный банк. Далее этот контракт выбирается в договоре контрагента и информация об ИГК используется для подстановки в форме счета-фактуры. Для банковского счета контрагента имеется возможность указать, применяется ли данный счет для расчетов по государственному контракту. Использование ссылки на справочник «Государственные контракты» в договорах контрагента, а также признака расчета по гос. контракту у банковского учета позволяют в упрощенном варианте вести учет движения денежных средств по счету 51 и расчетов с контрагентами на счетах 60 и 62, однако полноценных сведений об исполнении государственного контракта не предоставляют. Система не хранит данных о статьях калькуляции, а также не позволяет вести раздельный учет на предприятии.
► 1С:Предприятие 8. УПП. В программе реализована возможность учета движения денежных средств в разрезе государственных контрактов. Имеется возможность хранения документации по государственному контракту в виде присоединенных файлов и указания сведений о статьях калькуляции и графика платежей. В системе реализован полноценный модуль учета движения денежных средств и учета платежей в рамках исполнения государственного контракта. Имеется возможность отражения данных контрактов c государственным заказчиком, с соисполнителями, формирования заявок на расходование денежных средств, формирование платежных поручений с возможностью распределения заявок по расчетным счетам.(С 30.04.2018 фирма 1С прекращает продажу программного продукта 1С 8 УПП, дальнейшее развитие программы не планируется, поддержка осуществляется только по обновлению законодательства, подробности в информационном выпуске №22944.)
► 1С:Предприятие 8. ERP. В программе реализован наиболее полный функционал учета по государственным контрактам. Помимо учета платежей в рамках исполнения государственного контракта программа позволяет так же вести раздельный учет на предприятии. Методика основана на использовании направлений деятельности, когда каждый контракт представлен отдельным направлением деятельности. Для обеспечения условий формирования отчета Исполнение контрактов ГОЗ используется классификация направлений деятельности по типу деятельности – «Контракт ГОЗ» и «Иная» (гражданская продукция).
К сожалению, не существует универсальной системы, которая смогла бы полностью удовлетворить потребности абсолютно любого предприятия. У каждой организации в учете присутствуют свои характерные особенности. Наша команда специалистов поможет адаптировать стандартную систему под ваш учет и предложит оптимальную методику ведения учета для целей ГОЗ с помощью любого из перечисленных программных продуктов фирмы «1С».
У нашей фирмы есть огромный опыт реализации задач, связанных с учетом ГОЗ в программах 1С:Предприятие 8. Ниже приведено несколько реальных примеров:
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦ. СЧЕТАХ. КОНТРОЛЬ РАСХОДА ПО СТАТЬЯМ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Данная доработка позволяет вести учет на спец. счетах, в разрезе статей движения денежных средств, контролировать расход по каждой статье на этапе планирования платежа.
► Отчет по спец.счету № ХХХХХХХХХХХХХХХХ контракт № 123
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: УЧЕТ ДОГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В РАЗРЕЗЕ ДОГОВОРОВ ГОЗ. КОНТРОЛЬ УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ
Данная доработка позволяет вести учет условий договоров с контрагентами, отслеживать сроки поставки и оплаты, при нарушении сроков, автоматически рассчитывать пеню по договору. Данные условия договора заносятся в специальные справочники, а данные по фактическому исполнению договора берутся из бухгалтерского учета. При необходимости в базе можно хранить сканы копий документов в формате PDF, MS Word, JPG и др.
► Отчет по исполнению договоров с поставщиками
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДАХ В РАЗРЕЗЕ ГОСКОНТРАКТОВ С ОБОСОБЛЕННЫМ КОЛИЧЕСТВЕННЫМ И СУММОВЫМ УЧЕТОМ (СЕБЕСТОИМОСТЬ КАЖДОЙ ПАРТИИ УЧИТЫВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО)
На данный момент нет однозначного ответа на вопрос, должны ли данные бухгалтерского учета соответствовать данным учета ГОЗ. Последние публикации эксперта по учету ГОЗ фирмы 1С Яковлева А. содержат информацию о методиках максимального сближения данных бухгалтерского учета и учета для целей ГОЗ. Для этого он рекомендует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок учета МПЗ и распределения затрат, удовлетворяющих требованиям законодательства.
Суть партионного учета для целей ГОЗ заключается в обособленном, как в количественном, так и в суммовом учете партии. При этом партия должна списывается по той же стоимости, по которой она пришла от поставщика (указывается конкретная накладная и ее номер).
Разработанная доработка позволяет указывать во всех документах движения МПЗ, принадлежность к партии и к конкретному ГОЗ контракту.
► Поступление МПЗ
► Передача МПЗ в производство
► Отчет по складским остаткам в разрезе ГОЗ контрактов
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: РАСЧЕТ ПЛАНОВОЙ КАЛЬКУЛЯЦИИ. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль учета плановых калькуляций позволяет осуществлять автоматический расчет плановой цены на основании норм, стоимости материалов по данным бухгалтерского учета и перспективных цен поставщиков. Рассчитанная калькуляция позволяет автоматически контролировать списание МПЗ в производство, сумму НЗП и др.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ
Штатные механизмы распределения затрат не всегда устраивают заказчика. Для реализации сложных алгоритмов распределения затрат наша фирма разрабатывает специализированные документы. Ниже приведен документ, который формирует приблизительно 13 000 бухгалтерских проводок по распределению счета 26 в бухгалтерском учете.